HUD в покере

HUD

Покер — разносторонняя игра с элементом случайности и неполной информацией. Одна часть любителей видит в ней квест по собиранию комбинаций. Другая — возможность выплеснуть эмоции и получить адреналин блефовыми ставками и рейзами. Третьи подходят к построению стратегии, как к математической задаче. Нельзя сказать, что какой-то подход неверный. Каждый участник получает от соревнований за столами то, что хочет и может себе позволить. Важный инструмент каждого регуляра — HUD в покере. Игроки, углубляющиеся в теорию, лучше других понимают ценность любой информации, помогающей принимать решения.

Что значит HUD в покере

Heads-Up Display, ХАД — это выводимый на экран во время раздачи свод статистики, отражающий тенденции игрока в конкретных ситуациях. Фактически любое действие покериста за столом на дистанции превращается в цифровые показатели. По ним участник или его соперники могут оценивать уровень игры, находить слабости, продумывать подстройки против него.

HUD

Пример HUD за столом

Некоторые румы предлагают собственные минималистичные ХАДы, интегрированные в игровой клиент. Но чаще всего под этим термином подразумевается графическое отображение информации об оппонентах с помощью стороннего софта — трекеров.

Часть комнат поддерживает концепцию «зеленого» покера. Это значит, что игрокам таких азартных площадок запрещено использовать любые вспомогательные программы, а за столами имеют значение скилл и стратегия. Но даже регулярам этих румов трекеры необходимы для анализа отдельных сессий и целой базы рук.

Зачем использовать HUD в покере

За последние годы компьютер помог стратегии далеко продвинуться в понимании теоретически оптимальной игры. Однако покеристов, способных четко ей следовать, практически не существует. Это не значит, что изучать равновесную стратегию не нужно. Напротив, понимание ГТО позволяет проработать собственные диапазоны, создавая сбалансированные линии. Это делает покериста неуязвимым для оппонентов.

Но важнее знание правильных с точки зрения ГТО значений для разных показателей. Это помогает находить отклонения у соперников, открывая возможности для эксплуатации — подстроек в своей стратегии, увеличивающих прибыль игрока. HUD в покере как раз дает нужные данные.

Большее количество информации и умение ей пользоваться дает преимущество над оппонентами. Сознательный отказ от ХАДа в румах, в которых их применение разрешено, означает, что соперники получают перевес над консервативным покеристом.

Если упростить, единственная конкретная функция Heads-Up Display — определение диапазона оппонента. Любое пассивное или агрессивное действие, выраженное статистикой, разделяет руки соперника на 2 и более линии. Правильное чтение итоговых рейнджей в конкретный момент и сравнение их с собственными помогает манипулировать спектрами противника.

Статистические показатели HUD

Использование ХАДа за столами имеет очевидные плюсы. Однако начинающие игроки нередко перегружают его, делая почти бесполезным. Статы для вывода на экран выбираются на усмотрение покериста.

Ситуаций в покере так много, что ни один монитор не способен вместить и десятой доли от всех возможных значений в HUD.

Собственный набор статистических показателей стоит строить без спешки, начиная с важнейших и постепенно расширяя список.

Базовые

Есть обязательные статы для любого HUD в покере независимо от уровня и опыта игрока. Без них другие значения не имеют смысла. От базовых показателей строятся все остальные. К примеру, значение контбета на флопе в 70% не скажет ничего, если неизвестно, с каким диапазоном игрок зашел в раздачу или когда против него сыграно всего несколько кругов.

Количество рук

Точность статистики растет по мере увеличения числа семплов для анализа. Теория вероятностей, играющая важную роль в покере, приучает игроков к постоянным всплескам дисперсии. Высокий шанс на исход события не гарантирует, что в нескольких раздачах подряд результат не будет противоположным.

Это значит, что при небольшой выборке рук судить о других показателях нельзя. К примеру, если игрок трижды подряд увидел от нового оппонента рейз на префлопе, не стоит делать вывод о его чрезмерной агрессии. С той же вероятностью покерист мог 3 раза получить сильные карты.

Некоторым статам достаточно набрать до 20 семплов, чтобы быть относительно справедливыми. Но большинство требует не менее 100 рук, а для более редких ситуаций на поздних улицах может не хватить и десятка тысяч раздач.

VPiP

В покере существуют 1,326 возможных стартовых комбинаций. В зависимости от экшена, позиции и уровня соперников можно прибыльно разыгрывать диапазоны разной ширины. VPIP (Voluntarily put money into the pot) — общий процент раздач, в которых участник добровольно вносил деньги в банк. Сюда относятся любые руки, когда игрок на префлопе делал рейз или колл, то есть добавлял фишки в пот поверх блайндов. VPIP — стат, помогающий быстро найти за столом слабого любителя.

Любой стартер сверх оптимальных диапазонов при недостаточном уровне игрока становится причиной утечки денег. Чем больше таких рук, тем быстрее банкролл покериста переходит к его оппонентам.

PFR

Это второй значимый показатель степени агрессии покериста на префлопе. В этом случае засчитываются только рейзы — от открывающих повышений до пушей. В сочетании с VPIP показатель помогает составить предварительный «портрет» соперника и отнести его к одному из четырех игровых стилей. В таблице приведены средние значения этих статов для каждого типа.

Стиль VPIP, % PFR, %
Тайтово-агрессивный 17-28 13-24
Тайтово-пассивный 15-23 1-12
Лузово-агрессивный 30-99 23-99
Лузово-пассивный 30-99 1-15

В каждой категории можно найти игроков разного уровня, но плюсующими регулярами могут быть только тайтово-агрессивные и лузово-агрессивные. При этом последних нужно отличать от «маньяков» — любителей с неадекватной активностью. Последние быстро и по-крупному проигрывают банкролл.

3-бет и 4-бет

Агрессивный розыгрыш по умолчанию приносит больше прибыли, чем пассивный. Это общее правило покера, требующее от регуляров правильного построения атакующих линий. На префлопе важнейший показатель активности игроков — их 3- и 4-беты.

Чтобы не скатываться в тайтовую игру, нужно проработать чарты в калькуляторе эквити. Это поможет быстро оценивать свои спектры против диапазонов агрессии со стороны соперника. К примеру, если нормой для рестила большого блайнда против малого считается 15-20%, защищаться от атаки оппонента с трибетом в 4% нужно осторожно.

Отклонение от нормальных показателей 3- и 4-бета — наиболее заметный фактор для подстроек на префлопе. Если оно в большую сторону, выгоду будут приносить лайтовые ререйзы, если в меньшую — оверфолд.

Вспомогательные

Разобравшись с базовыми показателями, стоит дополнить их уточняющими. Вспомогательные статы помогают составить более четкое представление об игре соперника на постфлопе.

Fold to 3-bet

Это можно отнести к показателям, важным на постфлопе. Хороший покерист должен планировать стратегию, начиная с первого действия в раздаче. Повышенный пас против ререйза на префлопе позволяет добавлять больше блефовых комбинаций, чтобы завершить партию до выхода общих карт. Если же оппонент не сбросил, а заколлировал, то он имеет довольно сильный диапазон. Продавливать его с «воздухом» нет смысла.

WTSD, W$SD и W$WSF

Связка из трех показателей важна для нахождения уязвимостей в игре соперников. Они позволяют быстро оценить постфлоп оппонента и спланировать свои действия до ривера:

  • WTSD (Went to Showdown%) — процент случаев, когда покерист доходит до вскрытия. Средними считаются значения от 24 до 28%. Отклонение в меньшую сторону говорит об излишней «пугливости» игрока, много отказывающегося от борьбы со средними руками. Если стат выше 28%, соперник не любит сбрасывать даже минимальное попадание и тянет на ривер множество дро и гатшотов.
  • W$SD (Won $ at Showdown) — процент случаев, когда игрок побеждает на вскрытии. Важный показатель, отражающий среднюю силу его диапазона на шоудауне. У регуляров этот стат обычно от 52 до 56%, хотя ЛАГи могут жертвовать им, забирая банки без показа карт.
  • W$WSF (Won when saw flop) — процент случаев, когда покерист побеждает после просмотра флопа. Показывает степень агрессии игрока в сражении за банки на постфлопе. Теоретически распределение побед и поражений 2 приблизительно равных соперников должно быть чуть меньше 50% (мультипоты забирают небольшую долю). Но стиль игрока и его стратегия на постфлопе «размазывают» стат по шкале от 42 до 52%. У экстремально тайтовых или агрессивных покеристов разброс еще выше.

Каждый показатель из этой тройки сам по себе не способен дать полезную информацию Они дополняют и уточняют друг друга. Следует рассматривать их в связке.

Продвинутые

Хотя многие регуляры обходятся базовыми и вспомогательными статами, есть еще несколько универсальных показателей, облегчающих принятие решений за столами. Три из них хорошо дополняют общую картину стратегии оппонента на постфлопе.

Покер программы Статистика покерных игроков на SharkScope

Для попадания в призовую зону в одностоловых и многостоловых турнирах нужно собрать информацию о соперниках. Регуляры используют HUD и трекеры. Для этого необязательно скачивать… Читать далее

AF

Aggression Factor — показатель агрессии на всех улицах, кроме префлопа. Математически рассчитывается как отношение активных действий к пассивным. Сам стат можно выводить как для каждого раунда торговли, так и общий для постфлопа. Критически важен для самостоятельного контроля агрессии собственной стратегии, так как позволяет мгновенно выявить проблемные ситуации, в которых игрок оказывается с несбалансированными диапазонами.

У большинства выигрывающих регуляров показатель AF на каждой улице держится в районе 3.

Cbet, Fold to cbet

Заходя в раздачу на префлопе, хороший покерист сразу продумывает действия на следующих улицах. В первую очередь это касается прибыльности дальнейшей агрессии и реакции на нее, если игрок заколлировал. Помогают в этом 2 стата:

  • Cbet (continuation bet) — продолженная ставка. Ее делает игрок, с инициативой завершивший предыдущий раунд торговли. Если на префлопе покерист сделал опен-рейз и получил колл от соперника, на флопе он может поставить Cbet.
  • Fold to cbet — фолд на контбет. Взгляд на ситуацию с обратной стороны. Показывает процент случаев, когда игрок сбросил на продолженную ставку.

Оба показателя важны для каждой улицы, но в HUD в покере бывает достаточно поместить значение для флопа. Параметры для продолженной ставки зависят от относительной позиции, а математически оптимальный фолд на контбет зависит от размера ставки.

Сайзинг, % Фолд эквити, % Минимальная частота защиты, %
25 25 75
50 33 67
75 43 57
100 50 50
150 60 40

Например, если на ставку 75% от банка оппонент сбрасывает более 43% диапазона, агрессор теоретически может ставить с любыми двумя руками, чтобы получать автоматическую прибыль. На практике нужно также учитывать позицию и текстуру доски.

Pop Up

Хотя со временем покерист формирует свое видение полезности каждого стата, вместить их все в ХАД невозможно физически. Более того, длинные ряды цифр могут затруднять считывание базовых показателей.

Чтобы иметь доступ к более детальной статистике, в том числе с разбивкой по разным ситуациям и улицам, используются всплывающие окна — попапы (Pop Up).

Pop UP

Пример Pop Up в трекере H2N

Все популярные трекеры позволяют создавать свои попапы в любом виде с неограниченным числом вкладок и таблиц. Покерист может реализовать собственный взгляд на структуру информации, наиболее удобную для восприятия в условиях нехватки времени. На рынке есть много готовых решений под разные запросы и доходы. Можно как использовать один из них по умолчанию, так и взять его за основу при работе над своим.

Список популярных программ

Среди покерного софта трекеры — программы первой необходимости. Одним из них нужно обзавестись раньше, чем эквилятором или солвером: чтобы анализировать игру в последних, нужно откуда-то брать информацию. Уже многие годы конкуренция идет между тремя разработчиками:

  • Holdem Manager. Программа долгое время была лидером, а ее вторая версия имеет статус культовой и до сих пор используется регулярами в качестве вспомогательного софта. HM3 немного изменила формат, сделав пользование программой проще и понятнее для новичков. Однако осталось меньше возможностей для кастомизации фильтров.
  • PokerTracker. Софт во многом дублировал функционал HM1 и HM2. После перехода последнего на новый формат многие «старожилы» покера перешли PoketTracker. Хотя большинство регуляров все же не видит объективную разницу между этими программами. Выбор чаще определяется привычкой или субъективным восприятием интерфейса.
  • Hand2Note. Молодой, но в то же время наиболее перспективный трекер. Кроме того, что он значительно снизил требования к системе ПК, H2N даже в базовой бесплатной версии предлагает большую гибкость в создании стат, ХАДов и попапов. Доступная в платной версии опция Range Research позволяет строить отчеты по игровому полю по заданным параметрам, чего нет у конкурентов.

Как использовать показатели

Дополнительная информация, помогающая принимать решения за столами, дает нужный эффект только при правильном анализе. Чтобы научиться интерпретировать показатели, нужно провести много времени за работой вне столов. Flopzilla, Equilab, солверы — эти программы учат правильно воспринимать диапазон соперника на основании его статистики.

Особенности настройки

Важнейшее условие того, что HUD во время игры будет помогать, а не мешать — его удобство. Можно привести несколько советов по настройке софта, впоследствии гарантирующей его пользу при правильном построении работы вне столов:

  • Построение от минимума. Начинать всегда следует с нескольких стат и добавлять по 1-2, когда использование имеющихся отработано до автоматизма.
  • Быстрый доступ в Pop Up. Попапы нужно настраивать так, чтобы всплывающие окна дополняли те показатели, нажатием на которые вызываются. Это будет сохранять логику анализа оппонента.
  • Группировка. Нельзя разносить статы из одной области в разные концы HUD. Нужно структурировать их так, чтобы при беглом взгляде можно было составить полное представление об интересующих показателях. К примеру, тройка WTSD, W$SD и WWSF должна находиться рядом, иначе их анализ займет слишком много времени.
  • Использование разной окраски. Хотя может показаться, что пестрый ХАД мешает концентрации, на самом деле мозгу проще выхватывать блоки информации, ориентируясь на знакомые ему цвета. Нужно привыкнуть к такому способу выделять данные.
  • ХАД не должен мешать обзору раздачи. Слишком массивный HUD в покере может быть непросто разместить так, чтобы он не перекрывал карты оппонентов, их стеки и размеры ставок. Если это происходит, нужно пересмотреть набор стат и убрать наименее важные.
Андрей Чумаков
автор информационных материалов

Всем привет, меня зовут Андрей. Для pokeronlinerus я пишу новости, обзоры и рейтинги. Сам являюсь активным игроком. Первое знакомство, конечно, состоялось с Холдемом, но сейчас мое любимое направление— китайский покер в любом проявлении: кеш, спины, МТТ. Он мне нравится, потому что нет возможности проявить слабость, фолдить и зажиматься на баббле. Еще изучаю Омаху и пробую себя в смешанных играх.

Как у любого поклонника этой игры, у меня есть mad dream — вызвать на хедз-ап Тони Джи. Надеюсь, однажды он согласится, и мы схлестнемся в достойной схватке. А пока я устраиваю домашние игры с друзьями.

На самом деле не могу представить себе жизнь без покера, поэтому всегда отслеживаю крупные события и топовых игроков, их пари и челленджи.

 

Вы должны войти чтобы оставить комментарий Войти