Уровни мышления в покере
Холдем и Омаха — сложные карточные игры с математической основой. Но не все ее аспекты сводятся к вычислениям вероятностей и сужению диапазонов. Не менее важным за столами часто становится психологическое противостояние. Оно обычно объясняется с помощью концепции уровней мышления в покере. В статье — о том, какими они бывают и как влияют на принятие решений.
Содержание
Объяснение уровней мышления в покере
Карточные дисциплины построены в том числе на возможности переиграть оппонента на уровне психологии. Никто из участников раздачи не знает, какие карты дилер сдал остальным. Вся доступная информация — позиции и действия соперников, позволяющие судить о наборах стартеров в руках противников.
Мышление диапазонами — первый серьезный шаг к освоению покерной стратегии. Но недостаточность данных открывает возможности для манипуляций. Обман оппонента — даже более важный навык, чем сбор комбинаций. Реализуется он с помощью «игр разума»: участники пытаются угадать руки друг друга и заставить соперников сделать ложные выводы о собственных стартерах.
Покер — карточная дисциплина, в ее основе стоят опыт и тренировки. В начале выигрывать может и новичок, вдолгую побеждает только профессионал. С поражениями сталкивался… Читать далее
Чтобы описать когнитивные процессы, используется понятие уровней мышления в покере. Впервые оно было применено известным теоретиком Холдема Дэвидом Склански. Он представил свою классификацию. В эпоху ГТО-солверов все важнее становится математика, но «игры разума» до сих пор сохраняют актуальность. Регуляр на более высоком левеле глубже понимает внутреннюю логику дисциплины, а значит, грамотнее управляет ходом раздачи.
Уровни мышления
Покер — одновременно простая и сложная игра. Это пример того, как новые знания могут расширять границы неизвестного. Пока новичок занят сбором комбинаций, регуляр продумывает ходы на несколько улиц вперед и ищет возможности для обмана противников, собирая для этого всю доступную за столом информацию.
Нулевой и первый
Знакомство с покером начинается с изучения комбинаций и правил. На этом этапе почти невозможно следить за чем-то еще. Игрок получает карты и стремится посмотреть, как они будут взаимодействовать с бордом. Для такого участника не существует понятий диапазонов и относительной силы руки.
Любое совпадение считается удачей, а пятикарточная комбинация вроде стрита остается «натсом» даже на спаренной доске с четырьмя картами одной масти.
Формально Склански назвал этот уровень первым, но уточнил, что с точки зрения стратегии он, по сути, нулевой. У новичка отсутствует базовое понимание механик. Он не играет в покер, а собирает своего рода пасьянс. Такие соперники проигрывают даже плохим регулярам.
Второй
С опытом новичок формирует базовую стратегию. Он замечает: не каждая готовая комбинация подходит для игры на стек. Но, что важнее, он осознает: его оппоненты проявляют агрессию далеко не только с натсами.
Покерист задумывается над вероятностями.
Сам факт, что математически все участники чаще «промахиваются» мимо борда, чем попадают в него, заставляет задавать вопрос: «Что может быть у соперника?»
Так игрок поднимается на второй уровень мышления в покере. Он больше не зацикливается на собственной руке, но пытается понять силу комбинации соперника и сравнить ее со своей. Это не делает его неуязвимым для эксплуатации, но заметно снижает потери в крупных банках.
Третий
Большинство покеристов не преодолевают второй уровень. Они используют прямолинейную стратегию, постепенно все меньше оплачивая соперникам сильные комбинации, но не имея потенциала, чтобы начать побеждать даже на микролимитах. Однако те, кто развивается дальше, поднимаются на следующий «этаж» и понимают: их оппоненты тоже не знают руки своих соперников.
Так формулируется вопрос, переводящий игрока на третий уровень: «Что противник думает о моих картах?»
Новичок начинает искать ситуации, в которых можно обмануть соперника. Замечая слабость в определенных линиях, он учится забирать банки блефами. Если параллельно заниматься теорией, открываются понятия «комбинаторика» и «блокеры». Одно осознание этих концепций нередко превращает проигрывающего любителя в плюсового регуляра.
Четвертый
На этом психологическое противостояние только обретает четкие контуры. Покерист осознает, что если он смог добраться до этих вопросов, то сильные оппоненты должны задавать себе такие же. Это наблюдение приводит его на следующий уровень.
Склански формулирует его так: «Что соперник думает о том, что я думаю о том, что у него есть?»
Мысль может показаться запутанной, но на практике она сводится к попыткам заставить противника делать неверные выводы о руке игрока. Ловушки, завлекающие тактические приемы, дорогие блефы — все эти инструменты направлены на то, чтобы запутать оппонента. Но сами по себе они работать не могут. Каждая линия должна быть сбалансирована, то есть иметь относительно правильное распределение вэлью и блефов. Иначе наблюдательные соперники легко подстроятся. Так покерист начинает понимать концепцию равновесия. Она значительно усложняет мыслительный процесс, но открывает перед регуляром бесконечные возможности для саморазвития.
Пятый
Следующий уровень актуален в противостоянии между сильными оппонентами со схожим мыслительным процессом. Соперники пытаются «залевелить» (от английского level) друг друга, задаваясь вопросом: «Что оппонент думает о том, что я думаю о том, что он думает, что у меня есть?». В действительности ограничений по количеству уровней мышления в покере нет, любой новый «отзеркаливает» мнение о представлении руки у каждого участника.
Очевидно, что далее все большее значение имеет собственная стратегия, так как эксплуатировать сбалансированные диапазоны противников становится невозможно.
Концепция уровней мышления считается устаревшей в соперничестве регуляров высоких лимитов, но применима на низких ставках, при которых разница в скилле игроков заметнее.
Сложности на высоком уровне мышления
Чем сильнее прогрессирует покерист в понимании соперников, тем проще ему искать подстройки под оппонентов. Не всегда это работает в плюс. Набираясь опыта, регуляр нередко переоценивает скилл противников. Он может ошибаться насчет их уровня и допускать ошибки. В таких случаях принято говорить, что он «левелит» сам себя.
Нет смысла использовать «игры разума» третьей степени, когда соперник едва закрепился на первой. Это приводит к необязательным потерям в простых ситуациях.
Чтобы избежать такого, при анализе поля следует делить противников по категориям, находя подстройки отдельно для каждой из них. Лучший инструмент для подобной работы — Range Research.
Принятие решений
Перед любым действием за столом регуляр должен взвешивать различные факторы, и уровни мышления вступают в дело в числе последних. Основа — собственная стратегия с корректировками под конкретные отклонения соперников. Можно рассмотреть одну и ту же ситуацию в противостоянии с разными оппонентами.
Пример
За образец будет взята одна раздача. Игрок на позиции баттона открывается, пользователь делает трибет с малого блайнда с разномастными тузом и валетом, BU уравнивает. Флоп AQ3 радугой. SB ставит треть пота и получает крупный рейз.
Такие текстуры дают большой перевес по эквити префлоп-агрессору. Диапазон коллера капнут на топ-пары с хорошим кикером и на сеты. По сути, из вэлью у компетентного регуляра в спектре рейза будут редкие AK, почему-то не ушедшие в 3-бет, все доперы AQ, сеты 33 и с невысокой частотой AJ и ATs. Эти руки он должен балансировать блефами: гатшоты с бэкдорами и ставшие бесполезными низкие карманки.
Каковы ментальные игры двух хороших регуляров? Если они действуют близко к ГТО, следует придерживаться оптимальной стратегии: пушить АК, часть AJ и средний допер A3s, балансируя их с помощью KJs: эта рука блокирует сопернику диапазон продолжения и лучший кандидат для блефа. Олл-ин ставит перед оппонентом сложную задачу с топ-парами со средним кикером, и уже он пытается определить, что имеет в виду пользователь, что он думает о его спектре и т.д.
Другое возможное действие — колл. После него баттону приходится продолжать с осторожностью, так как у SB по-прежнему перевес по натсам и эквити. На терне оба участника будут играть более честно.
Но сайзинг повышения выдает любителя (в 6 раз в позиции). Если пользователь наблюдал за оппонентом или по статистике видит, что рейзы он делает редко, это повод сдаться уже на флопе.
Пассивный игрок не думает о руке противника, он видит свой сет или допер и готов выставиться уже сейчас. Любой «левелинг» со стороны героя будет ошибкой.
Есть любители, готовые выставляться на все фишки с любой топ-парой. Очевидно, в такой ситуации они уверены, что далеко впереди. Можно позволить себе заканчивать раздачу пушем на ривере и забирать стеки у более слабых совпадений.
Другое дело — рекреационные ЛАГи с неадекватным процентом рейзов. В их диапазоне больше блефов, чем вэлью. Против них правильной игрой будет колл: пользователь словно подтверждает, что у него средняя по силе комбинация, чем мотивирует ЛАГа и дальше вносить фишки в банк. Такой любитель остановился на втором уровне мышления и пытается угадать, какие карты он заставит сбросить. SB смотрит на раздачу как минимум с четвертой ступени и манипулирует дальнейшими действиями «маньяка».
Как правильно оценивать противников
Для распределения соперников по категориям нужно уметь анализировать любую имеющуюся на них информацию. Цель — находить тенденции и отклонения, чтобы использовать их для повышения EV.
Используемые лимиты
Чем выше ставки, тем меньше за столами слабых игроков. Среди хайроллеров концепция уровней мышления в покере остается теорией, лишь иногда применяемой при попытках запутать редких рекреационных соперников. В очном противостоянии они стремятся приближаться к оптимальной стратегии.
Зато на микролимитах можно встретить оппонентов с любого «этажа» воображаемого строения Склански. В какой-то степени такое делает покер на низких ставках более живым и веселым, но это не повод задерживаться там надолго.
Статистика игрока
Если в руме разрешено пользоваться трекерами, задача по анализу поля заметно упрощается. С выводом в HUD всего нескольких показателей можно мгновенно находить лики оппонентов. Их значения для разных категорий игроков приведены в таблице.
Показатель | Описание | Тайтово-агрессивный | Тайтово-пассивный | Лузово-агрессивный | Лузово-пассивный |
VPIP | Процент разыгрываемых рук | 19-28% | 12-25% | 29-100% | 29-100% |
PFR | Частота агрессивных действий на префлопе | 15-23% | 5-10% | 24-50% | 5-10% |
3-bet | Трибет | 7-12% | 1-5% | 12-40% | 1-5% |
Cbet | Частота контбета на постфлопе | 60-70% | 20-30% | 70-100% | 20-30% |
Fold to 3-bet | Фолд на трибет | 55-60% | 30-70% | 30-60% | 30-70% |
Fold to Cbet | Фолд на контбет на флопе | 40-50% | 60-80% | 20-40% | 60-80% |
Raise Flop | Рейз на флопе | 10-14% | 1-3% | 15-30% | 1-3% |
Aggression Factor | Отношение агрессивных действий к пассивным | 2-2.5 | 1-1.5 | 3-4 | 1-1.5 |
Эти показатели способны дать общее представление о стиле оппонентов и применить базовые подстройки. К примеру, не стоит пытаться «переиграть» агрессивного ЛАГа маргинальными блефами, но можно заманивать его в ловушки с сильными комбинациями.
Действия игрока
Статистика дает относительно подробную информацию об оппоненте, но за столами важна также личная наблюдательность. Нужно писать нотсы после каждого нестандартного приема соперника. Неожиданный шоудаун, странный сайзинг, время на принятие решения — все это дает дополнительную информацию.
В живом покере наблюдения за действиями оппонентов имеют еще больше смысла, поскольку можно оценить также их жесты, мимику, лексику.
Впрочем, и в офлайн-играх своя стратегия важнее, чем противостояние на разных уровнях мышления.
Тренировка мышления в покере
Чтобы добиться результата в карточных дисциплинах, нужно постоянно развиваться. Одной практики недостаточно. В начале карьеры до 80% времени должно уходить на работу вне столов. Задача новичка состоит в построении базовой логики: она станет фундаментом крепкой стратегии. Существуют следующие способы для обучения:
- Тренеры, курсы или школы. Один из наиболее быстрых способов усвоить основы, так как самостоятельное обучение усложняется переизбытком информации в свободном доступе.
- Разбор раздач. Однозначно важнейший элемент работы над игрой.
- Покерный софт. Речь в первую очередь о калькуляторах эквити. Они помогают визуализировать диапазоны, а это важнейший навык в начале карьеры. ГТО-солверы стоит отложить до более высоких лимитов.
- Обучающие видео. В Сети есть много достойного контента, в том числе на русском языке.
- Статьи. Тем, кто легче усваивает информацию в виде текста, можно изучать материалы на тематических сайтах.
- Общение в сообществах (конференциях). Обсуждение стратегии с другими игроками помогает находить лики в мышлении. Самому это сделать сложнее.
Покерная логика сильно отличается от повседневной. Вероятности в карточных дисциплинах часто противоречат интуитивным ожиданиям, «ломая» сознание неподготовленных новичков. На построение правильного мышления требуются месяцы усердной работы и постоянной практики.
Изменение стратегии при повышении уровней
Чем же фундаментально отличается игра новичка и регуляра? Суть в том, что чем сильнее покерист задумывается о диапазонах оппонентов и их представлении о его собственной руке, тем больше у него мотивации к балансированию спектров в любой ситуации.
Равновесие делает его все менее уязвимым для возможной эксплуатации со стороны наблюдательных соперников.
Таким образом, чем выше регуляр поднимается по уровням мышления в покере, тем более его стратегия приближается к оптимальной. Но, встречаясь за столом со слабым любителем, можно отклоняться от ГТО для повышения ожидания: такой оппонент не сможет заметить изменения.
Вы должны войти чтобы оставить комментарий Войти